Фото

Фото

четвер, 8 жовтня 2015 р.

Нобелівський лауреат з літератури - 2015

Математикам не щастить (Cherchez la femme), а ось кращі  письменники щороку здобувають Нобелівську премію. Цьогоріч вона знову (в 14 раз) у ніжних і витончених жіночих руках. Лауреатом стала білоруська авторка Світлана Алексієвич. Приємно відзначити, що меткиня має українське коріння, народилася в Івано-Франківську: мати -українка, а батько - білорус. Хоч пише пані Світлана російською мовою, але тема її творів часто пов"язана з Україною. 
Світлану Алексієвич відзначили за "поліфонічні тексти, пам"ятку стражданню та мужності в наш час". 
Пропоную познайомитися з промовистими цитатами з текстів лауреатки, якщо зацікавлять, з легкістю можете знайти в Інтернеті:



"Если не забывать войну, появляется много ненависти. А если войну забывают, начинается новая. Так говорили древние". ("У войны не женское лицо")


"Человека в человеке немного - вот что я понял на войне." ("Цинковые мальчики")

"Мама с папой поцеловались, и я родилась. Раньше я думала, что никогда не умру. А теперь знаю, что умру. Мальчик лежал вместе со мной в больнице. Вадик Коринков. Птичек мне рисовал. Домики. Он умер. Умирать не страшно. Будешь долго-долго спать, никогда не проснешься. Вадик мне говорил, что когда он умрет, будет долго жить в другом месте. Ему об этом сказал кто-то из старших мальчиков. Он не боялся.
Мне снился сон, как я умерла. Я слышала, как плакала моя мама. И проснулась..." ("Чернобыльская молитва")

"Расскажу о запахе... Как пахнет война... До войны я окончила шесть классов. Тогда был такой порядок в школе, что начиная с четвертого класса все сдавали экзамены. И вот мы сдали последний экзамен. Это был июнь, а май и июнь в сорок первом были холодные. Если у нас сирень цветет где-то в мае, то в тот год она цвела в середине июня. И вот начало войны у меня всегда связано с запахом сирени. С запахом черемухи... Эти деревья всегда пахнут мне войной... Жили мы в Минске, и родилась я в Минске. Отец - военный капельмейстер. Я ходила на военные парады с ним. Кроме меня в семье было еще два старших брата. Меня, конечно, все любили и баловали как самую младшую, да еще сестричку. Впереди лето, впереди каникулы. Это было очень радостно. Я занималась спортом, ходила в Дом Красной армии плавать в бассейн. И мне очень завидовали, даже мальчишки в классе завидовали. А я задавалась, что умею хорошо плавать. Двадцать второго июня, в воскресенье, должно было праздноваться открытие Комсомольского озера. Его долго копали, строили, даже наша школа ходила на субботники. Я собиралась пойти искупаться одной из первых. А как же! Утром у нас было принято всегда идти за свежими булочками. Это считалось моей обязанностью. По дороге я встретила подругу, она мне сказала, что началась война. На нашей улице был много садов, домики утопали все в цветах. Я подумала: "Какая война? Что она придумала?" ("Последние свидетели. Соло для детского голоса")

"Вот кто-то подводит меня к окну: "Посмотри, вон везут твоего отца...". Незнакомая женщина тянула что-то на санках. Кого-то или что-то... закутанное в одеяло и перевязанное веревкой... Потом мы с сестрой хоронили нашу маму. Остались одни. Владя уже плохо ходила, у нее отказывали ноги. Кожа отслаивалась, как бумага. Ей принесли бутылочку... Я думала, что это лекарство, а это была какая-то кислота. Яд. «Не бойся..." - позвала она меня и дает эту бутылочку. Она хотела, чтобы мы вместе отравились. Я беру эту бутылочку... Бегу и бросаю ее в печь. Стекло разбивается... Печь была холодная, там давно ничего не варилось. Владя заплакала: "Ты вся в отца". Кто-то нас нашел... Может, ее подружки? Владя лежала уже в беспамятстве... Ее - в больницу, меня - в детдом" ("Время секонд-хенд")

Немає коментарів:

Дописати коментар